От дпи к дизайну

Добавлено: 04.08.2017, 10:47 / Просмотров: 74272

Произведения декоративно-прикладного искусства (далее — ДПИ) являются разновидностью произведений изобразительного искусства, хотя в дизайну законе они ввиду своей значимости и присущих им особенностей выделены в особую группу. Характерными признаками произведений ДПИ являются утилитарность и художественность их исполнения. Иными словами, предметы ДПИ решают одновременно практические и художественные задачи. Они могут быть уникальными, фактически неповторимыми, но большинство из них тиражируется в массовом количестве для удовлетворения культурных и бытовых потребностей граждан.

Закон определения произведению ДПИ не дает, указывая в лучшем случае ориентировочный перечень изделий культурно-бытового назначения, который включает ювелирные, галантерейные, металлические изделия, изделия из кожи, кости, пластмассы, игрушки, значки, сувениры и т. п. В литературе произведения ДПИ определяются как художественные изделия бытового назначения, обладающие художественными и эстетическими качествами, а также не только удовлетворяющие прямые практические потребности, но и являющиеся украшением окружающей среды и человека152.

Особенностью правового режима произведений ДПИ, которые предназначены для использования в промышленности, является то, что они должны быть приняты и оценены художественными советами, создаваемыми на предприятиях. Это, однако, ни в коей мере не означает, что такая апробация является необходимым условием охраноспособности произведения. Само произведение ДПИ, если только оно является результатом творческой деятельности, независимо от его назначения и достоинства, рассматривается в качестве объекта авторского права с момента его создания. Решение художественного совета лишь выполняет функцию оценки достоинств произведения с точки зрения промышленного использования и является основанием для выплаты вознаграждения. В случае необходимости такое решение может быть заменено иным документом, в частности решением суда153.

Основная теоретическая и практическая проблема, связанная с произведениями ДПИ, состоит в их отграничении от охраняемых патентным правом промышленных образцов. Не вдаваясь пока в детали, отметим, что промышленным образцом по российскому законодательству признается художественно-конструкторское решение, определяющее внешний вид изделия. В результате одни и те же предметы предстают нередко в двух ипостасях — и как произведения ДПИ, и как промышленные образцы. Причем новейшие законы вносят в решение данного вопроса на первый взгляд еще большую путаницу, так как называют в числе объектов, охраняемых авторским правом, произведения дизайна.

Некоторым ученым такое положение дел представляется ненормальным, так как, по их мнению, между произведениями ДПИ и промышленными образцами имеются сущностные отличия. Однако предпринятые в литературе попытки обнаружить эти различия1 успеха не имели. Единственное, что отличает рассматриваемые объекты друг от друга, — это то, что режим промышленного образца решение внешнего вида изделия приобретает в официальном порядке по результатам патентной экспертизы на соответствие заявленного объекта установленным в законе требованиям. До того, как объект будет признан промышленным образцом, он охраняется в качестве объекта авторского права. В таком положении, на наш взгляд, нет ничего ненормального, ибо авторское право охраняет любые творческие результаты, воплощенные в объективную форму.

Что же касается специального упоминания произведений дизайна среди охраняемых авторским правом объектов, то это можно только приветствовать.

Отсутствие такого указания в прежнем законодательстве порождало споры, поскольку некоторые пользователи отказывались считать произведения дизайна объектами авторского права. Так, по заказу одного из банков издательская организация силами своих штатных художников разработала оригинальный дизайн-проект (макет) журнала, на основе которого был издан пробный номер. Работа была принята и оплачена заказчиком в соответствии с заключенным договором, который не содержал никаких специальных оговорок относительно авторских прав на подготовленный дизайн-проект журнала. При издании первого и последующих номеров журнала, которые полностью копировали подготовленный дизайн-проект, было установлено, что имена его разработчиков там не упоминаются. Более того, в качестве дизайнеров указаны совершенно другие лица, которые в разработке дизайн-проекта никакого участия не принимали. Банк (издатель) и редакция журнала отвергли справедливые претензии авторов, ссылаясь, среди прочего, на то, что дизайн-проект журнала не является объектом авторского права. Это, конечно, не соответствовало смыслу и ранее действовавшего законодательства, которое охраняло любые творческие произведения, однако отсутствие прямого упоминания в законе о произведениях дизайна как объектах авторского права спровоцировало данный спор, решенный в пользу авторов-разработчиков. (4)

Фотографические произведения. В настоящее время фотографии и иные произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, признаются объектами авторского права без каких-либо изъятий и дополнительных условий. Такое положение возникло далеко не сразу. На первых порах фотография вообще не признавалась произведением изобразительного искусства, а рассматривалась лишь как механическое копирование людей и окружающей обстановки. Труд фотографа приравнивался к технической деятельности и не охранялся нормами авторского права. Однако уже тогда признавалось, что это было несправедливо по отношению к тем фотографическим произведениям, которые бесспорно содержали в себе творческий элемент.

В последующем Основы авторского права 1928 г. и ГК РСФСР 1964 г. включили фотографии в круг охраняемых произведений, но в качестве условия их охраны ввели требование обязательного указания на каждом экземпляре имени автора, места и года выпуска произведения в свет. В основе подобного подхода лежала идея, что сам фотограф должен решить, следует ли рассматривать его фотографию в качестве творческого произведения или нет. Необходимо отметить, что данная норма, особенно в последние годы, фактически не применялась, и на практике получали охрану любые фотографии, независимо от выполнения указанных выше формальностей. Само же наличие этих формальностей подвергалось справедливой критике в литературе, так как оно явно не согласовывалось с общим принципом отсутствия формальностей как условия охраны произведений в российском авторском праве1. Вновь принятое законодательство об авторском праве исключило упоминание о выполнении каких-либо формальностей в отношении фотографий, признав их таким образом полноценными объектами авторского права. Наряду с фотографиями авторское право охраняет произведения голографии, т. е. объемные изображения объектов, слайды и иные произведения, полученные способами, аналогичными фотографии. (5)

Источник: Сергеев А.П.. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: Учеб. — 2-е изд., герераб. н доп. — М.: ООО «ТК Велбн». — 752 с.. 2003

  1. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
  2. Ж. Произведения изобразительного и декоративного искусства.
  3. Уроки изобразительного искусства (1-11-й классы) и основ дизайна. Основы дизайна. 10 кл.
  4. ГЛАВА XV О РАЗНООБРАЗИИ И ПРОСТОТЕ. ТРЕБУЕМЫХ ВО ВСЕХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ, II ОСОБЕННО В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ИЗЯЩНЫХ ИСКУССТВ
  5. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
  6. СТОЛЯР и ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
  7. 1. Произведения науки, литературы и искусства
  8. Произведение искусства
  9. 3. Произведения архитектуры, градостроительства, садово-паркового искусства.
  10. Дополнительные права в отношении произведений изобразительного искусства
  11. § 50. О сочетании вкуса с гением в произведениях изящных искусств
  12. ГЛАВА 5. ПРАВА АВТОРОВ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НАУКИ, ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА
  13. § 52. О сочетании изящных искусств в одном и том же произведении
  14. Охрана прав лица, изображенного на произведении изобразительного искусства.
  15. ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НАУКИ, ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА Е.А. ПАВЛОВА

- Конституционное право зарубежных стран - Гражданское право - История государства и права - История юриспруденции - Международные отношения - Отдельные виды преступлений - Право интеллектуальной собственности - Правоведение, основы права - Правоохранительные органы - Транспортное право - Юридическая периодика и сборники - Юридические словари, справочники и энциклопедии -

- Безопасность жизнедеятельности и охрана труда - Химические науки - Бизнес и заработок - Горно-геологическая отрасль - Домашнему мастеру - Естественные науки‎ - Зарубежная литература - Информатика, вычислительная техника и управление - Искусство. Культура - История - Литературоведение. Фольклор - Международные отношения и политические дисциплины - Науки о Земле - Общеобразовательные дисциплины - Педагогика, образование, воспитание - Промышленность - Психология - Религиоведение - Социология - Строительство - Техника - Филология - Философские науки - Экология - Экономика - Юридические дисциплины -


Источник: http://scibook.net/intellektualnoy-sobstvennosti-pravo/proizvedeniya-dekorativno-prikladnogo-6654.html


Закрыть ... [X]

Факультет дизайна и Декоративно-прикладного искусства АНОО Картинки зимнего дизайна ногтей


От дпи к дизайну

Дизайна и декоративно-прикладного искусства Кабардино

От дпи к дизайну

Институт искусств и дизайна УдГУ. Кафедра ДПИ. портал о

От дпи к дизайну

Кафедра декоративно-прикладного искусства и дизайна

От дпи к дизайну

ДИЗАЙНЕР ИЛИ ХУДОЖНИК? Архитектон: известия вузов

От дпи к дизайну

ДПИ и дизайн ColorLife

От дпи к дизайну

100 лучших идей: дизайн комнаты в хрущевке, стильный интерьер

От дпи к дизайну

Cool Модное окрашивание омбре на длинные волосы (50 фото)

От дпи к дизайну

Баня своими руками: дизайн, идеи. Фото бани Интерьер дома

От дпи к дизайну

Более 25 лучших идей на тему «Дизайн гелевых ногтей» на

От дпи к дизайну

В гостях у звезды: Вера Глазунова

От дпи к дизайну

Ванная комната

От дпи к дизайну

Виды крыш частных домов: деревянных, мансардных